Поиск

Меню сайта

ФГОС ОВЗ

Что такое ФГОС?

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • требования к результатам освоения основной образовательной программы ;
  • требования к структуре основной образовательной программы ;
  • требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Основными задачами ФГОС являются: создание единого образовательного пространства, обеспечение преемственности образовательных программ, комфортных условий обучения и воспитания, повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Особенности ФГОС третьего поколения

Главная цель школьного образования – развитие у учащихся способности самостоятельно успешно осваивать новые знания, формирование у них умений и компетенций самим организовать и оценить процесс обучения.

Новые ФГОС определяют четкие требования к предметным результатам по каждому учебному предмету, прописывают обязательства образовательного учреждения перед учащимися и родителями. Строго обозначено, какие темы должны освоить учащиеся по годам обучения, зафиксированы конкретные результаты (например, объем сочинения, словарный запас и т.д.) Упор сделан на то, как учащийся будет применять полученные знания на практике. В российских школах введут урок шахмат, второй иностранный язык. Классы будут оборудованы новейшей техникой. Особые требования предъявляются к материально-техническому оснащению школ.

Деятельностный характер процесса обучения – отличительная особенность ФГОС. Овладение учащимися содержанием образования обеспечивается через организацию их познавательной и предметно-практической деятельности. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. В современном ФГОС акцент сделан на развитие метапредметных и личностных навыков, подробно указывается, какими из них должен овладеть учащийся по каждой учебной дисциплине. В рамках учебного предмета определены виды работ для развития этих навыков (лабораторные работы, внеурочная деятельность и т.д.).

Определение в стандартах базового содержания программы воспитания, условий реализации программы коррекционной работы, уточнение минимального и максимального количества часов, необходимых для полноценной реализации программы, учет возрастных и психологических особенностей учащихся – все это не только создает условия для успешного учения, приобщает к творческой деятельности, но, в первую очередь, готовит учащихся к общественной жизни.

Образовательные стандарты третьего поколения – это уточнение и актуализация предыдущих версий. Сохранив в себе все преимущества действующих документов, они улучшат современную образовательную систему, конкретизируют цели и задачи обучения и воспитания.

Нормативные документы

ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (№124-ФЗ от 24.07.1998)

Приказ МО РФ «Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ» (№1598 от 19.12.2014)

Приказ МО РФ «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью» (№1599 от 19.12.2014)

Приказ МО РФ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования» (№1309 от 09.11.2015)

Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ (ВК-452/07 от 11.03.2016)