Профориентация– комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.
Уважаемые родители и обучающиеся!
В рамках профориентации предлагаем вам посмотреть открытые уроки на портале «ПроеКТОрия» ( http :// proektoria .online /)
Уроки на портале «ПроеКТОрия» помогут вашим детям сделать правильный выбор будущей профессии. Также на сайте вы найдете много полезной информации.
Отчет о реализации плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в МОАУ ДСОШ №1
Одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе является профессиональное воспитание, вся информация по его содержанию отражается в воспитательной программе . Содержание реализуется через учебную и внеучебную деятельность. Основные мероприятия отражены в воспитательном плане, который составляется на год.
Главная задача профориентации: формирование способности к социальному, деятельностному и культурному самоопределению на основе выбора хозяйственно- трудовой деятельности в современных условиях. В МОАУ «ДСОШ №1» составлен план работы на 2018 — 2019 учебный год по профессиональной ориентации обучающихся. Более целенаправленно данное направление воспитательной работы реализуется в 9 — 11 – х классах через работу с обучающимися и родителями. В 9 – х и 11 классах педагогом – психологом проводится анкетирование и классные часы по определению профессионльного выбора. Главная цель данных занятий — сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Выявляя причины, способствующие успешному или неуспешному поступлению в учебные заведения, учащиеся считают главной причиной результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Обучающимися были определены и сложности, которые могут помешать успешно поступить в учебные заведения. Прежде всего, это финансовые трудности, результаты ОГЭ и ЕГЭ. Рассматривая готовность подростков к выбору профессии, наблюдается средний показатель готовности. Результаты тестирования и анкетирования были доведены до сведения родителей. В течение года проводятся встречи с выпускниками нашей школы, которые обучаются в высших и среднеспециальных учебных заведениях, встречи с представителями учебных заведений. В 9 – х и 11 классах в классном уголке классные руководители размещают буклеты ссузов и вузов. В течение данного периода классными руководителями была проведена следующая работа:
- 06 сентября в 9 — х классах проведен классный час «Знание ПДД – безопасность в жизни» с приглашением сотрудника полиции.
- 11.10.18г. встреча с сотрудников ФСБ. Артем Александрович познакомил выпускников с условиями поступления в институты ФСБ России. Было отмечено, что при поступлении предпочтение отдается предметам выбранного профиля.
- 5 октября День самоуправления. Обучающиеся 11 – х классов пробовали себя в роли учителя.
- В период с 8 октября по 12 октября проведено тестирование по профориентации среди обучающихся 9 – 11 – х классов. В результате были выявлены предпочитаемые и избегаемые профессии.
Результаты анкетирования 9 – х классов:
Среди опрошенных планируют поступить в учреждения ВПО 17 человек, 10человека в учреждения СПО, 2 человека в учреждения СПО по программе подготовки рабочих, 2 человека планируют пойти работать и 10 человек не решили. Среди опрошенных 28 человек уже определились с будущей профессией. 33 человека планируют получить профессию специалиста и 8 рабочего. Причиной выбора профессии большинство отметили зарплату, личный интерес и возможность трудоустройства.
Результаты анкетирования 11 класса:
Поступить в учреждения ВПО планируют 18 человек, 1 человек в учреждения СПО. Среди опрошенных выбрали профессию 12 человек, 1 нет и 6 затрудняются ответить. Причиной выбора профессии большинство отметили свои интересы (12 человек).
Обучающимся 9 – х и 11 кл. сложно оказалось определить сложности, которые могут возникнуть при выборе профессии (32 человека).
В результате были выделены предпочитаемые и избегаемые профессии:
Сферы деятельности | Предпочитаемые профессии, чел. | Избегаемые профессии, чел. |
Военная служба, сотрудники полиции, МЧС | 14 | 1 |
Медицина (врач, медсестра, фармацевт) | 9 | 16 |
Юриспруденция | 4 | 3 |
Экономик, финансовая и банковская деятельность | 2 | 2 |
Менеджмент | 2 | 0 |
Информационные технологии и коммуникации | 6 | 0 |
Образование | 0 | 13 |
Дизайнер | 2 | 0 |
Повар, кондитер | 0 | 2 |
Актер | 2 | 0 |
Психолог | 3 | 0 |
Переводчик | 0 | 0 |
Предприниматель | 1 | 0 |
Спортсмен, спортивный тренер | 2 | 0 |
Водитель | 0 | 6 |
продавец | 0 | 0 |
Электрогазосварщик | 0 | 1 |
Бурильщик | 0 | 0 |
Для профессиональной ориентации был применен в 9, 11 классах «Профориентационная анкета ДДО». Принимало участие 78 учащихся. Были получены следующие результаты:
Кол-во учащихся (%) | Характер труда | Тип профессии |
10 ( 13%) | Человек-художественный образ | Человек- художественный образ
Артистический тип- имеет сложный взгляд на жизнь. Оригинален в решениях. Высок жизненный идеал с утверждением своего «Я». |
9 (12%) | Человек-техника | Человек- техника
Реалистический тип- эмоционально стабильный занимается конкретными вещами. Развиты невербальные способности. |
45 (58%) | Человек- человек | Человек- человек
Социальный тип- нуждается в контактах. Черты характера- поучать воспитывать гуманность. Всегда активен но часто зависим от мнения группы. Проблемы решает опираясь на эмоции и чувства. Хорошие вербальные способности. |
3 (3%) | Человек- природа | Человек- природа
Предпочитает больше научные профессии. Развито образное мышление. Способен работать в трудных погодных условиях. |
11 (14 %) | Человек- знаковая система | Человек- знаковая система
Предпочитает четко структурированную деятельность. Не проявляет критичность оригинальность зависим не любит смены деятельности. |
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
- Обучающиеся 11 класса приняли участие в акции — фотоконкурса «Школа без границ». Абрамова Влада представила профессию учителя, Никитина Дарья – профессию спасателя, Суслов Андрей – профессию полицейского. Фотографии наших ребят были размещены на сайте https://www.kp.ru/daili/no-limits-school/
- На основании письма МО Оренбургской области № 01 – 23/5678 от 16.10.2018г. обучающиеся 8 – 11 – х классов приняли участие во Всероссийской профдиагностике – 2018. Тестирование проходило на уроках информатики, в результате было охвачено 100% обучающихся.
- В период с 15.09 по 15.10 среди обучающихся 8 – 9 – х классов прошел школьный конкурс сочинений «Я б в рабочие пошел». Работы победителей были отправлены на район. В результате Дусекова А., ученица 9 Б класса, заняла 1 место, руководитель Климова Е.В. Все участники награждены ценными призами.
- 11 февраля обучающиеся 10 класса посетили МБУЗ ДЦРБ. На данной встрече для ребят была проведена экскурсия по отделениям районной больницы. Старшая медсестра познакомила с имеющимися вакансиями.
- В рамках дней финансовой грамотности обучающиеся 9 – 11 – х классов приняли участие в онлайн – вебинарах по теме «Личный финансовый план. Путь к достижению цели», «С деньгами на Ты или Зачем быть финансово грамотным?», «Твой безопасный банк в кармане».
- Дусекова Айгуль, Беккулова Айжан и Дурасова Маргарита приняли участие в олимпиаде по финансовой грамотности. Дусекова и Беккулова прошли первый тур.
- В целях привлечения внимания обучающихся к осознанному выбору профессии обучающиеся с 1 по 8 класс приняли участие в конкурсе рисунков «Моя будущая профессия». На районный конкурс были отправлены работы победителей школьного этапа. Хомякова Анна заняла 1 место, Колосова Анастасия – 2 место, руководитель Тихонова И.С.
- П отдельному плану в течение года с 1 по 11 класс проводятся классные часы по профессиям:
Профориентационная игра «Марафон профессий» (3 классы)
Профориентационная игра «Перекрёсток» (9-11 классы)
Мероприятие «Все профессии важны, все профессии нужны» (4 классы)
Мероприятие «Профессиональная ориентация» (7-8 классы)
Классные часы «Труд славит человека» (5-6 класс)
Классный час «Моя будущая профессия- учусь принимать решение» (9-11 классы)
Квест-игра «Мы в теме!» (9, 11 классы)
Внеклассные мероприятия:
конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» (1-4 класс),
для учащихся 5-7 классов проведено внеклассное мероприятие «Мир современных профессий».(ноябрь)
- Учащихся 10 класса ЦЗН проинформировал о современном состоянии рынка труда, спросе и предложении на рынке труда, рейтинге востребованных профессий.
- 21 марта прошла встреча обучающихся 10 – 11 – х классов с представителем факультета ветеринарной медицины ОГАУ.
- В течение учебного года обучающиеся 8 – 11 – х классов приняли участие во Всероссийских открытых уроках в режиме интернет – трансляции «Проектория».
В 2018 – 2019 учебном году была продолжена работа по повышению финансовой грамотности обучающихся. На начало года был составлен план работы на учебный год.
Цель работы по повышению финансовой грамотности: формирование разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг.
В октябре 10 обучающихся прошли регистрацию на сайте: fin-olimp.ru для участия во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей. В результате 3 обучающихся (Дусекова Айгуль, Мендыкулова Лаура, Дурасова Маргарита) прошли во второй тур.
В период с 17 по 24.04.19г. в рамках проекта Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» приняли участие 80 человек, в том числе 75 обучающихся 5 – 6 – х классов. Мероприятие на тему «Грамотные финансисты» было проведено 17.04.19г. Андреенко Ольгой Владимировной.
С 21 по 24.04.19г. главными специалистами финансового отдела МО Домбаровский район, Анисимовой В.Б. и Ануфриевой Ю. Д., были проведены уроки «Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым?» и «Зачем быть финансово грамотным?».
08.11.18г. главными специалистами финансового отдела МО Домбаровский район, Анисимовой В.Б. и Ануфриевой Ю. Д., в 7 – 9 – х классах были проведены уроки «Финансовая грамотность», а для обучающихся 1 – 4 – х классов уроки «Финансовая грамотность» проведены с использованием мультфильмов.
Обучающиеся 8 – 11 – х классов приняли участие в Онлайн – уроках:
— 04.04.2019г. «Что нужно знать про инфляцию»;
— 01.04.2019г. «Твой безопасный банк в кармане»;
— 22.02.2019г. «С деньгами на Ты или Зачем быть финансово грамотным?»;
— 22.02.2019г. «Личный финансовый план. Путь к достижению цели».
Ребята получили полезные ответы на вопросы, на которые так хотели бы знать ответы многие взрослые: Где взять деньги, если они очень нужны? Как узнать законного кредитора? У кого не надо брать деньги никогда? Что должно быть в договоре и на что нужно обратить внимание обязательно? Что будет, если долг не возвращать? Почему игнорировать проблему нельзя? Что надо написать в жалобе? Куда ещё, кроме Банка России, можно обратиться?
Кроме того, в копилку своих знаний ученики положили следующие правила: Не бери в долг у кого попало! Читай договор, прежде чем подписать! Взял — верни! Ваши права защищены! Не давай в долг кому попало.
Согласно письма МО Оренбургской области «О дне местного самоуправления» в МОАУ «ДСОШ №1» в МОАУ «ДСОШ №1» были проведены следующие мероприятия:
- Встреча обучающихся 8 – х и 9 – х классов с сотрудниками райфинотдела МО Домбаровский район;
- В 10 классе проведен урок «Власть в шаговой доступности»;
- В 4 – 5 – х классах конкурс детских рисунков «Власть – это мы!»;
- Тематическая выставка «Ученическое самоуправление – школа гражданской активности и ответственности»;
- В 11 классе проведены тематические классные часы «Молодежь и выборы»;
- В 9 – х классах проведены тематические уроки «Выборы – это важно!».
В рамках декады «Встреча с работодателями» были проведены мероприятия:
— Встреча с представителем управления ФСБ России по Оренбургской области по отбору кандидатов для поступления в образовательные организации ФСБ России;
— Круглый стол «Профессия военный». С приглашением представителей погранзаставы;
— Встреча с сотрудниками МГБУЗ ДЦРБ. (Вакансии);
— Встреча с сотрудниками полиции «Условия поступления в школу милиции. Имеющиеся вакансии в районе»;
— Встреча с представителем череповецкого высшего военного инженерного училища радиоэлектроники.
Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 3 выступления для родителей учащихся 8-11классов (общешкольные и классные родительские собрания). Темы проведенных выступлений: «Самоопределение подростков» и «Психологические особенности возрастных периодов», «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников».
В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.
В течение 1 и 2 четверти начальник пограничной заставы предоставлял для наших детей с отрядов Юнармии и патриотического кружка тир для проведения стрельб из пневматического оружия, представитель заставы посещал 10 класс с докладом о возможном поступлении в ВУЗы ФСБ России на бюджетной основе. Также приглашали, для подачи документов, на поступление учащихся 11-го класса, двое из них были заинтересованы.
В конце года выпускники нашей школы приходили и проводили беседы с учениками старших классов о своем поступлении в военные учебные заведения, рассказали о том, какие экзамены нужно сдавать и какой проходной балл. Один из них, выпускник 2018 года Валерий Богатырев, проходит обучение в учебном центре на базе Уральского федерального университета в г.Екатеринбург и положительно отзывается о своем училище, рекомендовал учиться там, хорошая стипендия и хорошие условия проживания. Специальности: эксплуатация и ремонт инженерного вооружения, радиотехнических средств наведения зенитных ракетных комплексов ПВО ВВС. Вся информация размещена в фойе на 1 этаже.
Подводя итоги профориентационной работы в МОАУ «Домбаровская СОШ №1» можно сделать выводы:
- В школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества.
- План профориентационной работы реализуется на достаточном уровне.
- В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.
ЗДВР Рыжкова Е.Н.